V ZhasCamp Kazakhstan

Молодежная [не] конференция

25-26 октября
Алматы

​Айман Жусупова: поколение Z избавляется от штампов и клише

23 ноября 2018 г.

Социолог Айман Жусупова выступила в панели «Поколение Z: условия и возможности» ZhasCamp 2018 в Алматы. В этом году она также принимала участие в исследовательской работе команды университета Нархоз, посвященной этой группе молодежи.

Рада Кулбаева

Насколько, на ваш взгляд, с поколением Z легко находить контакт?

– Абсолютно легко. Их отличает незашоренность мышления, если с ними разговаривать на равных, то ребята четко понимают, зачем это нужно вам и зачем это нужно им. Если видят для себя четкие выгоды, идут на контакт абсолютно спокойно. Радует тот факт, что они учатся разговаривать на равных. Нет надуманных идеологических штампов в голове, очень честные и открытые.

Стало ли поколение Z более консервативным по сравнению с Y?

– Безусловно, напротив. Они избавляются от штампов, клише. Психологи учатся задавать вопросы правильно. И как раз нынешнее поколение это умеет. Становятся более раскрепощенными.

А нет в ли в этом некоего минуса?

– Безусловно есть. Если предыдущее поколение было слишком идеологизированным, то теперь молодежь рассуждает так: если что не так, я соберу свои вещи и уйду. Идет, напротив, процесс деидеологизации и слишком большой уровень рационализма, четкая нацеленность на собственную выгоду. Это не очень правильно с точки зрения будущего, развития государства, потому что всегда необходимо учитывать интересы и общества, и личности.

Как с этим работать?

– Государство должно показывать, что оно делает для молодежи, чтобы молодежь захотела что-то сделать для государства. Пока молодежь не видит это так четко, поэтому они не считают себя чем-то обязанными государству.

Достаточно ли государство поддерживает молодежные инициативы?

– Очень большая проблема коммуникации между молодежью и государством. Если не отсутствует совсем, то находится на очень низком уровне.

Насколько молодежь пассивна или активна в социально-политическом плане?

– Пассивна, политически индифферентна, потому что она не видит для себя возможности самореализации. Может быть в будущем это будет меняться, когда социальные сети будут расти и они будут понимать, что это не только для развлечения, что можно реализовывать какие-либо гражданские инициативы, координироваться. Допустим сегодня девочка из зала задает вопрос – как нам быть? Ребята должны сами помогать друг другу, допустим, та же самая Россия, которая обгоняет нас по уровню гражданской активности, у них есть молодежные инициативы, допустим безденежный обмен. Это и есть гражданская активность. Я думаю, подобное, ждет нас в перспективе, может быть краткосрочной 5-10 лет.

Насколько молодежь активно использует те возможности, которые дают современные информационные технологии?

– Плохо, потому что, к сожалению, но это касается не только молодежи, но и всего нашего общества, они используют современные технологии пока только для развлечения, то есть, широко данные возможности они не используют.

В целом мне очень понравилось сегодняшнее мероприятие, очень было полезно для себя, как для исследователя, узнать какие-то тренды, в частности, то, что нынешняя молодежь занимается самобичеванием. Это очень опасный тренд. С любой точки зрения. Над этим нужно работать.

Видите ли вы, как с этим бороться?

Нужно помогать. Допустим, так, как делают это молодежные НПО. Как это делать? Показывать, то, как молодежь может быть полезна друг другу в социальных сетях, какие гражданские инициативы она может осуществлять – направлять, и дальше молодежь уже не нуждается в проводниках, может делать это сама. В этом я вижу миссию общественных организаций.

Организатор

Миск

Генеральные партнеры

Фонд Сорос – Казахстан
Фонд им. Фридриха Эберта

Партнеры

Компания Mars
RG Brands с брендами Lipton Ice Tea, Гризли, A’SU
RG Brands с брендами Lipton Ice Tea, Гризли, A’SU
ТОО «Кар-Тел» с брендом Beeline
Microsoft Kazakhstan
MMU Business School
Акимат Алматы

Основные партнеры: Места проведения

Университет имени Сулеймана Демиреля (СДУ)

Главные медиа партнеры

Информационный портал  Face to Face

Медиа-партнеры

Молодежный ежедневный интернет-журнал MOLOOKO
Деловая газета "Бизнес и Власть"
Блог платформа «Yvision»
Независимая студенческая газета университета КИМЭП KIMEP Times
Сайт Blogbasta.kz
Портал "Радиоточка"
Финансовый информационно-аналитический ресурс Казахстана Profinance.kz
Медиа-портал «Gazeta.kz»
Международный центр журналистики MediaNet
RG Brands с брендами Lipton Ice Tea, Гризли, A’SU

Молодежные организации

Молодёжное общественное объединение (Атырау) Независимое поколение Казахстана
Общественный фонд "Десента"
Роторакт клуб Алматы
Студенческий совет Казахстанско-Немецкого университета «StuRa», КНУ (Алматы)
Общественный фонд (Уральск) Ашык когам
Высший студенческий совет Костанайского государственного университета им. А. Байтурсынова, КГУ
Студенческое правительство Казахстанско-Британского технического университета, КБТУ (Алматы)
Комитет студенческого самоуправления Казахстанско-Американского университета, КАУ (Алматы)
Студенческий Совет Almaty Management University, ALMA University (Алматы)
EDTech