Известная художница рассказала на ZhasCamp в Алматы о том? Как происходит в нащей стране демократизация поля искусства, а в нашем интервью рассуждает о важных для молодежи понятиях – о свободе и о самовыражении. Что делать, если вы всегда мечтали заниматься творчеством?
Рада Кулбаева
– Насколько художник в Казахстане свободен?
– Художник, как только выбирает быть художником, я надеюсь, уже выбирает свободу. Я надеюсь, что никому ничего не должна кроме самой себя.
– Насколько государство помогает или мешает явить свое творчество в Казахстане?
– Государство – это что такое? Это инструмент подавления. Однозначно. Где бы то ни было. Государство может говорить все, что угодно, но на самом деле любое государство – это инструмент подавления личности. Это принцип такой построения любого государства – будь то Америка, Корея или Казахстан, разницы нет. Отличается только то, как оно подавляет, в какой мере, и что можно с этим сделать. У нас, если вы заметили, в последние годы очень активно действуют художники, очень много всего происходит и в Алмате, и в Астане. Но насчет других городов нельзя так сказать. У нас проблемы с профессионализмом, мы до сих пор играем в какие-то игрушки. Вроде взрослая страна, уже 27 лет. На самом деле профессионализм – это ужасно важно в любом деле. У нас нет статуса художника. Официально это тунеядец, бездельник. Чем мы занимаемся – это непонятно что, несерьезно. Мы не ходим на работу с 9 до 6, пенсию не получаем, ни к чему не привязаны. С одной стороны, это плюс, потому что я смогла сделать то, что смогла сделать. С другой стороны, это минус, потому что мы совершенно социально незащищены.
Сейчас в 100 новых лиц Казахстана нет ни одного художника. То есть это отношение даже. Ну почему?
– А молодежь, какие-то молодые художники не могут прийти в творчество?
– У нас есть прекрасные молодые художники – Арман Саимов, Медина Базаргалиева, Суинбике Сулейменова. Я к этим троим имею непосредственное отношение, мы в одной семье, это мои дети и друзья детей. У нас каждый год проходит Школа художественного жеста. Художник – это не значит, что нужно уметь рисовать. Таких художников вы найдете в академии Жургенова, в художественных училищах. Я говорю о людях, которые могут делать...
– Мне хочется заниматься чем-то таким, но у меня никаких навыков нет.
– Вы делайте посты в Instagram. Если у вас есть задача, какая-то идея, чтобы это выразить, это уже становится искусством. Instagram – это прекрасный инструмент для того, чтобы войти в это. Для того чтобы стать профессиональным художником, нужно просто решиться и войти в это. Хочется рисовать – рисуйте, хочется фотографировать – фотографируйте. Можно что-то делать в фотошопе, можно ардуины собирать, делать это с новыми технологиями. Говорят, чтоб понимать искусство посмотрите два миллиона картин. Если вам интересно, вы можете подписаться на мировые музеи, и вы ежедневно будете видеть это в своей ленте. На самом деле лидерами в современном мире являются современные художники. Они меняют мир. Все идет потом: мода, дизайн – все остальное следствие.
– Почему для человека важно художественное самовыражение?
– Это возможность свободно мыслить. Люди все ограничены. Вы живете в социуме, вы должны ходить на учебу или на работу, вы должны перед родителями, соседями – всем все должен и все тебе говорят, как жить. И вот единственный кусок, где ты можешь делать то, что хочешь – это когда ты занимаешься творчеством.
– Насколько реально в Казахстане чувствовать себя таким свободным?
– Это твой выбор. Это легко. Если тебе это на самом деле интересно, ты берешь и делаешь это. А если ты хочешь заниматься этим профессионально, ты учишься. И это другая проблема, что у нас сложно в этом социальном статусе. Что такое современный художник? Если я не рисую – то значит я уже не художник. А я, например, беру и собираю пакеты использованные и их наклеиваю – значит я уже не художник. То есть этот момент надо определить. Современное искусство имеет очень широкие границы, все что угодно можно использовать.
– Что бы вы сказали родителям, которые говорят, что художник – это не профессия и ею нельзя прокормить семью?
– Да, это не профессия и этим нельзя прокормить семью. Но я до сих пор жива, я занимаюсь только искусством уже 25 лет. Я известный художник, и мои работы продаются. Но это тоже не просто так пришло, я к этому шла. Об этом я и говорю, что у нас художник не воспринимается как профессия.
Что с этим делать? Во всем мире художники – это выбор. Очень опасный. Правда в Германии существует понятие artist visa – ты можешь получить artist visa, если за тебя ручается какая-нибудь галерея, какой-нибудь фонд, что готов тебе оплачивать твое проживание. На самом деле это очень страшно, и очень многие художники параллельно зарабатывают чем-то другим. И когда ты понимаешь, что ты можешь выжить и прокормить семью, занимаясь искусством, это я поняла для себя 20 лет тому назад. Я решила, что больше ничем не занимаюсь, занимаюсь только искусством. У меня уже была 5-летняя дочь Суинбике.
В Казахстане, к сожалению, таких программ нет. У нас впервые в этом году государство, Национальный музей, отправил в арт резиденцию художника. Что такое арт резиденция? Это когда ты живешь, тебе оплачивают квартиру, дают деньги на продакшн, на производство работ, на еду. И ты живешь и спокойно творишь. И так вот я два месяца прожила. Но есть очень жесткое давление куратора, потому что они хотят, чтобы ты именно вот так сделал. Но это очень интересно. Мы же вообще с этим не сталкивались, мы привыкли, что художникам родители говорят: это не профессия. Но это может быть профессией. Сейчас у меня есть предложение участвовать в трех резиденциях – уже не государство оплачивает, а разные фонды, галереи, приглашают в резиденции на следующий год. Это означает, что я фактически в эти три периода жизни смогу заниматься только своим творчеством, меня будут кормить и давать деньги. А так я живу от продажи до продажи работ.
– Вы не пытались скооперироваться, чтобы союз художников был?
–У нас есть союз художников, но это общественная организация. Наоборот нужно сдавать членские взносы.
– Из чего вы черпаете вдохновение?
–Отовсюду. Из жизни. Для меня сейчас слово года – это деколонизация. Я так рада этому слову, я считаю, что это потрясающий термин. И деколонизация может быть совершенно чего угодно: сознания, нации, женщины, мужчины, как угодно. Это освобождение, снятие наносных пленок и стереотипных понятий.